Зимние беды наших автомобилей



Здесь попробуем рассмотреть типичные зимние проблемы, иногда мелкие, но досаждающие и пугающие.
Беды делятся на:
I. не можем ехать
II. сильно боимся
Из всех бед нарисуется перечень того, что нужно проверить перед наступлением холодов. После прочтения этой статьи вы сами свой перечень для себя и составите.

Итак, категория I
Общее правило зимой – заводить машину с буксира – категорически запрещено. Совсем. Абсолютно. Никогда. Возможная цена поездки на работу не на такси – около 600-1000 долларов. Поверьте, такси куда дешевле.

1. Садимся в машину утром, она не подает признаков жизни. Вообще никаких.
Сел аккумулятор, причем совсем сел.  «Прикуривание» поможет вряд ли, ибо во-первых провода как правило не способны пропустить пусковой ток, а во-вторых – ваш аккумулятор может сожрать все, что способны передать пусковые провода. Как вариант – перед пуском прикуривающий подключает вас к бортовой сети и дает своему мотору поработать минут 15-20, чтобы хоть немного подзарядить ваш севший аккумулятор. Если не хотите сжечь своему другу генератор – при пуске его машину нужно заглушить.
 Причин может быть несколько.
А) аккумулятор взял и умер.  Так бывает. Я видел аккумулятор, умерший внезапно в течение 20 минут, пока автомобиль висел на компьютерной диагностике. Если вашему аккумулятору больше 2-3 лет, такой вариант возможен. Что делать? Попробовать зарядить в стационарных условиях.  Если не помогло – аккумулятор можно похоронить с почестями
Б)  аккумулятор недозаряжался весь летний сезон. После того как вы его зарядили – проверьте работу генератора: на хх при включенных потребителях не менее 13 вольт (ну да, пишут не менее 13.2-13.7, но реально глядя на вещи – не менее 13), замеренные нормальным вольтметром. Владельцы капп на свой вольтметр на приборке могут даже не смотреть.  Если зарядка есть, в норме, успокаиваем себя следующим тезисом: Аккумулятор не может зарядиться полностью от бортсети в принципе.  Поэтому имеется рекомендация перед наступлением холодов погонять аккумулятор стационарным зарядным устройством.
В) утечки.   Если летом ваша батарея стоически терпела включенную лампочку в багажнике, глючащую магнитолу,  неправильно подключенную магнитолу, постоянно включенный усилитель, то зимой она может вам этого не простить. Ток, потребляемый автомобилем в состоянии «закрытые двери, сигнализация на охране» свыше 60-80 мА – повод бояться. Меряется просто – мА-метр включается в разрыв между клеммой аккумулятора, и клеммой бортсети. Только не просто так, а включается мА-метр на включенные клеммы, и лишь потом делается разрыв. Иначе спалите тестер свой или друга всплеском тока, который, как правило, организует центральный замок.

Все вышенаписаное относится и к случаю, если стартер начинает крутить еле-еле.  Если вы всетаки хотите завестись – не тратьте попусту иссякающую энергию аккумулятора.  Поможет «прикуривание».  Если такой возможности нет, но ехать очень-очень надо… Есть способ, весьма сомнительный правда.  Если позволяет способ парковки вашего авто, включаем первую передачу… и пытаемся завестись. При первой же вспышке нужно выжать сцепление. Способ требует сноровки и ничего не гарантирует, но все же несколько повышает шансы уехать.
Кстати, при зимнем пуске всегда нужно выжимать сцепление. Стартеру будет легче – не придется прокручивать еще и КПП с загустевшим маслом.

2. С аккумулятором все хорошо, стартер бодро крутит, но машина не заводится.
Такой случай описан тут: http://savva-garage.blogspot.com/p/blog-page.html , и для зимы актуально все написанное. Можно добавить, что топливный насос может заблокироваться льдом в баке.  Лед выводится изопропиловым или этиловым спиртом, залитым в бак при плюсовой температуре. Правда, оба способа вызывают коррозию элементов топливной системы, так что выездить адскую смесь нужно максимально быстро.
  Есть еще одно дополнение для зимы и бензинок. Если есть вспышки, но мотор не запускается – выключаем зажигание, выжимаем педаль газа до упора (именно до упора, а не наполовину!), пытаемся запуститься повторно. Если у вас полумертвые свечи – вы их зальете, вспышки прекратятся, и вы поедете на такси, не мучая дальше аккумулятор. Если же у вас проблемы с плохим бензином, забитыми форсунками, пониженным давлением в топливной системе – велика вероятность того, что мотор вы запустите.  Если залили свечи – проще и дешевле оттащить машину на сервис.  Впрочем, для любителей отморозить гениталии: свечи нельзя прокаливать; вам нужно продуть цилиндры, делается это прокруткой, весьма продолжительной при полностью выжатой педали газа и отключенном датчике положения коленвала; скорее всего, потребуется запасной аккумулятор.

3. Завелись, не можем включить передачу
Ждем пока нагреется масло в КПП. Современные итальянцы в КПП имеют ZC75, синтетическое масло вязкостью 75W90.  Оно тоже густеет и оказывает сопротивление. Если на улице реально мороз – вы почувствуете это.   Дайте КПП немного нагреться от мотора. Не насилуйте коробку.

4. Завелись, включили передачу, тронуться не можем. Машина как будто прилипла к земле.
На самом деле она вполне могла прилипнуть к земле. Пробуем тронуться рывком.  Если не помогло – это называется «примерз ручник». Либо просто колодки примерзли.  Бывает.
Способы борьбы:
А) пытаемся сдернуть машину с места рывками вперед-назад
Б) если это не помогает – не надо тащить за собой зад машины с заблокированными колесами. Испортите шины, и вряд ли добьетесь результата.  Вот тут понадобится молоток и возможно домкрат. Нужно молотком отбить рычажки привода ручника в сторону, противоположную той, в которую тянет эти рычажки трос. Метод 100% действенный, но для этого нужно снять колесо или залезть под машину и найти там суппорт.   Если вы пошли на поводу у дяди Васи, и облили суппорт кипятком, пописали на него и т.п., не пользуйтесь больше ручником до тепла, или же меняйте тросы. Главное, не признаваться мастеру, что вы на них мочились.
Для владельцев барабанных тормозов… способов нет, кроме кипятка и обстукивания барабана молотком.

II. Сильно боимся.
Во-первых надо учитывать то, что в мороз все что может ухудшиться – ухудшится обязательно. Мотор будет работать как нечто у вашего товарища по клубу, купленное за трипицот не глядя спьяну. Все будет визжать, выть, гудеть и стучать.   Если что-то не перестало издавать звуки после прогрева мотора и нескольких сотен метров пути – вам на сервис.
 Я не рассматриваю тут признаков, когда у вас замерзла система охлаждения.  Встречать зиму с водой в системе, либо с непроверенным антифризом… ну в общем это удел полных раздолбаев.
Систематизировать все многообразие страхов и ужасов крайне сложно, но я попробую выделить основные из них.
1. При езде – скрежет. Как вариант – при вывороте руля. Это – снег! Набившийся в арку колеса, либо вообще под вашими колесами.  Если в арке много спрессованного  снега – его оттуда можно достать либо на мойке струей воды, либо аккуратно – прутком. Но аккуратно, чтобы не повредить пластиковые защиты, или еще хуже – тормозные шланги.
2. Завелись, а из-под капота вой, отдающий в салон.  С большой вероятностью – воет ГУР. В сильный мороз (ниже -10), такое бывает. Через пару минут должно пройти. Жидкость ГУР просто загустела. Способ бороться – иметь свежую жидкость в системе.  Да, рулем лучше не крутить пока воет – можно выдавить сальники из рулевой рейки или порвать какой-нибудь шланг.
3. Жуткие звуки из мотора. Всяческие стуки, грюки и скрежет. Чтобы поберечь свою нервную систему – лейте зимой в мотор синтетическое масло, оно меньше густеет на морозе.  Это облегчит и пуск, и нагрузку на ваши уши в первые пару минут работы мотора.  Общее правило – какофония должна исчезнуть по достижении мотором плюсовой температуры.
4. Отдельная тема – визжащее-пищащий звук. Услышав его, вы должны задать себе вопрос «как давно менялся привод ГРМ?»  Если вы не можете этого вспомнить (более важно не сколько времени, а сколько километров назад) – глушим мотор и тащим машину на сервис эвакуатором.  Если вспомнили, и цифра превышает 25.000 км – делаем то же самое. Если же привод ГРМ менялся недавно – едем на сервис самостоятельно, но аккуратно.  Если звук издает не ремень грм, трущийся о заклинивший ролик – значит это сервисный ремень. Радости немного, потому что оборвавшись, он имеет подлое свойство попасть под кожух ремня ГРМ, намотаться там на что-нибудь, и вызвать обрыв уже ремня ГРМ.
5. Стеклоочистители дергаются. Распространенная проблема, лечится как правило несложно чисткой контактного диска. Зимнее предостережение – никогда не оставляйте машину с включенными стеклоочистителями.  Щетки примерзнут к стеклу, вы утром заведете машину,  моторчик банально сгорит.

Это далеко не полный перечень.
Общее правило: все, что скоро потечет – потечет зимой. Все, что скоро застучит – застучит зимой. Все, что скоро выйдет из строя – выйдет из строя именно зимой. Поэтому рекомендация – встречать зиму с свежими жидкостями, расходниками, и устраненными неисправностями.  В противном случае… сами виноваты  8)

5 комментариев:

  1. Отдельная тема – визжащее-пищащий звук. Услышав его, вы должны задать себе вопрос «как давно менялся привод ГРМ?» Если вы не можете этого вспомнить (более важно не сколько времени, а сколько километров назад) – глушим мотор и тащим машину на сервис эвакуатором. Если вспомнили, и цифра превышает 25.000 км – делаем то же самое
    т.е ремень ГРМ и ролики нужно менять каждые 25000???

    ОтветитьУдалить
  2. нет. Но редко бывает так, что может заклинить ролик досрочно. Очень редко, но встречается. Масштабы трагедии несоизмеримы со стоимостью эвакуатора

    ОтветитьУдалить
  3. У меня уже вторую зиму глючит сцепление на Каппе 2.4JTD, с наступлением мороза проваливается педаль, в эту зиму простояла недели 2, пока немного не потеплело... менять цилиндры? или имеет смысл попробовать поменять жидкость (тоже время уже подошло) ??

    ОтветитьУдалить
  4. у меня фиат пунто 3год пробег 83т.этой зимой начались проблемы иногда со скорости вылетает на нетраль и в морозы за 20 с первой передачи не выходит на нетраль.в чем причина

    ОтветитьУдалить