Страницы

понедельник, 28 октября 2013 г.

Цель этой статьи – собрать воедино опыт по поискам и устранению повышенного расхода топлива.   Многое из того, что будет написано, может быть применено вообще к любому автомобилю.

Итак, Вам кажется, что машина расходует  топливо «как не в себя».  Первое, что нужно усвоить, это то, что Вам это именно кажется.   Очень часто на неопределенные жалобы следует столь же неопределенный ответ в духе «может быть».  Для начала, нужно выяснить, сколько конкретно Ваш автомобиль потребляет горючего.  Есть только один правильный метод, который можно использовать в домашних условиях. 

      Заключается он в такой последовательности:  Вы заправляете машину до полного бака, до отстрела пистолета,  либо до тех пор, пока не увидите топливо в горловине бака, затем ездите, доливая топливо и записывая количество долитого, затем еще раз доливаете до полного бака, как в первый раз.  Количество долитого за этот периода топлива (исключая первую заливку) делится на пробег и умножается на 100.  Получается расход в литрах на 100 км.   Чем больше пробег, тем точнее получается значение.   То есть вычисленный таким образом расход за 50км не будет достаточно репрезентативным, желательно проехать 300 км и больше.
       Повторю, это единственный применимый способ узнать сколько горючего потребляет автомобиль. Без исключений. Метод «от лампочки до лампочки» ни о чем не говорит, и имеет погрешность в несколько литров.  Часто мы получаем информацию в духе «горела лампочка, я залил 10 литров и проехал 50 км, опять загорелась лампочка, люди, помогите, у меня расход 20 литров!!!». С этой информацией ничего сделать невозможно, и мы не в состоянии на основании такой информации делать какие-либо выводы.

        Отдельно о показаниях трип-компьютера.   Чаще всего им можно верить.  Алгоритм расчета таков, что ошибиться он может лишь при изменении входящих данных, которые он считает константами, либо при получении им ложных входящих данных.   Например,  непредусмотренное изменение давления топлива в системе, либо ложные данные о скорости (а соответственно, и пройденном расстоянии) из-за установленных шин нештатной размерности. Также  трип-компьютер может врать после чип-тюнинга.

      Часто задается вопрос «а какой расход считать нормой?».   Ответить на этот вопрос непросто, можно лишь дать какой-то диапазон.  В силу огромного количества как внутренних, так и внешних факторов, у каждой машины свой индивидуальный расход топлива на каждую поездку.  Цифры, указанные в мануалах являются лишь индикаторами, и могут использоваться для сравнений разных моделей автомобилей, и то не в полной мере.  Это некие сферические кони в вакууме, идеальные автомобили в идеальных условиях, и применять эти цифры к реальной жизни можно с большими оговорками.

      Теперь, предположим, у Вас в самом деле перерасход топлива.  Важно примерно представлять, когда он таким стал.  Дальше я напишу, какие факторы могут объяснять перерасход, и частенько можно вспомнить какие-либо из этих факторов.

Внешние факторы, не связанные, либо частично связанные с техникой.
1.              Погода.   Низкие температуры неизбежно ведут к повышению расхода топлива.   До тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры 60-80 градусов,  он потребляет на 20-60% больше топлива, чем когда он прогрет.  Кроме того, системы до ЕВРО-3 включительно часто не используют лямбда-регулирование на прогревочных режимах.  В холодную погоду важна правильная работа термостата, позволяющего мотору быстрее прогреваться до рабочей температуры.   Из сказанного следует, что короткие поездки в холодную погоду, когда мотор не успевает прогреться, неизбежно приводят к повышению расхода топлива.
2.                     Стиль вождения.   По собственному опыту,  на Фиате ГП расход по городу может составлять от 6.7 до 8.5 л/100км, в зависимости от водителя.   Общее правило – чем интенсивнее разгоняемся, тем больше расход топлива. На нетурбированных машинах есть определенный предел, больше которого мотор съесть не заставишь.  Например, твинспарк как ни мучай, больше 14 литров на 100 км он вряд ли съест. Турбомотор может замечательно справиться и с 20 литрами.   По большому счету, все зависит от максимальной мощности мотора, ведь она берется именно из количества сжигаемого топлива. Если вы постоянно используете все 200 сил вашего мотора, то и расход будет соответствующим.  Есть и прямая зависимость расхода топлива от скорости движения, ведь сопротивление воздуха растет пропорционально квадрату скорости.  
3.                     Условия эксплуатации.   Буксировка прицепа, загрузка в машину 300 кг корнеплодов или 400 кг друзей неизбежно скажется на расходе топлива.  
        Отдельно нужно сказать о включенном кондиционере.  Да, включенный кондиционер повышает расход топлива на 5-20%.  Причем, чем менее мощный мотор приводит в действие компрессор кондиционера, тем существеннее это влияние. Более современные системы с компрессорами переменной производительности требуют меньше энергозатрат, и меньше топлива.
         Что касается электрооборудования, то заметить разницу можно лишь включив всех потребителей, а потом выключив. Некоторое влияние имеется, но им можно пренебречь.  Мнение, что 100вт лампочек ближнего света повышает расход – глупость несуразная, и всегда есть куда более существенные факторы, которым стоило бы уделить внимание.
        Установленный багажник на крыше существенно увеличивает лобовое сопротивление воздуха, и при движении по трассе способен скушать 5-15% от нормального расхода топлива.  Влияние очень зависит от скорости движения,  и размера багажника относительно размера автомобиля. 
        Средняя скорость движения.  Это важный параметр при езде по городу и пробкам.  Разница между 20 и 35кмч на 1.9jtd летом может составить  1 литр/100км.
4.                       Объем двигателя. Тут все очень неоднозначно, и довольно часто приходится сталкиваться с заблуждением, что чем меньше объем у двигателя, тем меньше должен быть и расход. На самом деле это далеко не правило, и часто все происходит иначе.  Да, например в 156й Альфе мотор 1.6 может потреблять больше чем 2.0.  Связано это с массой автомобиля и мощностью/крутящим моментом двигателя. При прочих равных, чтобы разогнаться на 156й 1.6 Вам придется больше давить на газ и раскручивать двигатель до бОльших оборотов, чем если бы вы ехали на 2.0.   При движении со скоростью, скажем, 100 км/ч  у 1.6 будут больше обороты, чем у 2.0 из-за разных передаточных чисел КПП.  В отношении твинспарков можно сказать, что все они имеют примерно одинаковый расход, независимо от объема, и по городу он составляет около 10л/100 км.  На 166х мотор 3.0 как правило, потребляет меньше чем 2.5. 
          
Технические факторы, не связанные с двигателем и системой управления.
1.       Состояние тормозной системы.  Нерастормаживающиеся колеса, чаще всего из-за закисших механизмов или тросов ручного тормоза – частая проблема.
2.       Состояние подвески.  Неправильные углы установки колес (развал-схождение) могут привести к росту расхода топлива на уверенные 10%.   Машине попросту труднее катиться.

Факторы, связанные с двигателем и системой управления.
Здесь  есть огромное количество неисправностей или особенностей, которые приводят к повышенному расходу топлива.   Нет, это не обязательно лямбда-зонд!

Общее правило таково: в случае, когда ощущается снижение мощности двигателя, ухудшение динамики разгона, перебои в работе двигателя – увеличение расхода топлива практически неизбежно.  Причин для неправильной работы двигателя масса, и этому посвящены целые книги, и переписывать подробно их все в рамках статьи не имеет смысла.  Можно лишь перечислить наиболее типичные проблемы для итальянских автомобилей.
-  неисправный расходомер воздуха либо MAP-сенсор.  Особенно типично для бензиновых моторов, проявляется провалами при работе на холодную, вялой динамикой, едким дымом из выхлопной.  С дизельными моторами бывают исключения, jtd может совсем не ехать и почти не потреблять горючее J.
- подсосы воздуха во впускной тракт за расходомером, или в коллектор при МАР-сенсоре.  Проявляются так же, как и неисправный расходомер
- лямбда-зонд, он же кислородный датчик.  Да, отсутствующий сигнал с лямбда-зонда практически всегда приводит к увеличению расхода топлива, и чем больше у мотора пробег – тем сильнее влияние.  На моторах ЕВРО-3 и выше стоит минимум два лямбда зонда, часто встречается 3 или 4.  Посткат-зонды оказывают небольшое влияние на расход топлива, тогда как предкат-датчики имеют самое прямое отношение к смесеобразованию, и, соотвественно, расходу.  Нет, при повышении расхода не надо бросаться менять лямбда-зонд по совету соседа. Тем более, если зондов больше чем один.  Иногда бывает, что лямбда-зонд показывает правду,  но сигнал «неправильный», потому что правда свидетельствует о других проблемах с впрыском.   То есть неприемлемый сигнал с кислородного датчика не всегда свидетельствует о его неисправности.  Неисправность лямбда-зонда в виде отсутствия сигнала часто не приводит к ощутимым изменениям в динамике и вообще каким-либо видимым изменениям в работе двигателя.  В случае,  когда сигнал с этого датчика начинает зашкаливать в ту или иную сторону, возможны варианты вплоть до глохнущего мотора.  
- неверные показания других датчиков, например температурного, датчика положения дросселя.  В этом случае ощутимых изменений в динамике может и не быть.
- неправильно установленная система ГРМ. Проявляется неустойчивой работой на одном из режимов, потерей мощности.
- забитый катализатор или часть глушителя.  Проявляется затрудненным пуском двигателя, вялой динамикой, после прогазовки мотор работает неровно, может и вообще заглохнуть. Дизельные моторы с DPF-фильтром могут еще жечь солярку в попытках его прочистить.
- забитый воздушный фильтр: резко возрастают насосные потери и нарушается смесеобразование.
- проблемы с топливной системой: неправильное давление в системе, забитые или негерметичные форсунки, неисправности блока управления двигателем. Проявляется неустойчивой работой на разных режимах, пропусками воспламенения, потерей динамики.
- проблемы с системой зажигания: сгоревшие свечи, пробои высоковольтной части, неисправные катушки, что проявляется пропусками зажигания, неустойчивой работой в первую очередь при разгоне.
- проблемы с механической частью: низкая компрессия, износ двигателя, повреждения той или иной природы, негерметичная система выпуска до лямбда-зондов и т.д.


Как видим, на расход топлива влияет масса факторов.  Можно сказать, что состояние всех основных систем автомобиля сказываются на количестве потребляемого топлива, и универсальных и простых решений тут нет, так же как и нет «волшебного винтика», который покрутил – и готово.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий